Константин Дрязгунов

Образец рефлексивной деятельности учителя обществознания
 // Е.Л. Прасолова. Педагогическая деонтология. Калуга, 2000.
 
Данная статья иллюстрирует работу учителя в культуре образования социетраного типа.

На что следует обращать внимание при подготовке абитуриентов для поступления в Вуз?

1. Несмотря на существование универсальной программы для поступающих в Вузы по обществознанию (см. справочник для поступающих в Вузы – 2000) каждый Вуз может привнести в нее некоторые изменения, которые нужно обязательно учесть. К примеру, можно сравнить программы для поступающих на юридические факультеты МГУ, МГЮА, МГИМО (К.В. Дрязгунов, А.Г. Родионов. Факультативный курс “Обществознание для поступающих в вузы”. Калуга, 2000) и найти ряд отличий одной программы от другой как в формулировках, так и в содержании.

2. Необходимо выбрать основной учебник для изучения тем содержащихся в программе. Ряд вузов подготовили и выпустили свои учебники, в которых, как правило учтены особенности требований, предъявляемых к абитуриенту на вступительных экзаменах. В Московском государственном университете в 1999 году вышел учебник “Обществознание” под редакцией профессора М.Н. Марченко ориентированный для поступающих на юридический факультет. Учебник достаточно сложно написан, некоторые главы страдают слабой структурированностью и прозрачностью материала. Некоторые темы, например, “Политическая культура” были изложены недостаточно полно. Откровенно слабо охарактеризована духовная жизнь общества. Так, теме “Моральное сознание” отведено только 3 абзаца.

В 2000 году этим же учебным заведением и этим же коллективом авторов был издан еще один учебник с одноименным названием. Был добавлен раздел “Специфика обществознания и основные этапы его развития”, а также существенно расширен раздел “Экономическая жизнь общества”. Но в учебнике не были исправлены недостатки описанные выше. В целом, его можно использовать для подготовки к вступительному экзамену.

Другим учебником, необходимым тем абитуриентам, которые собираются поступать в МГЮА, является учебник “Основы государства и права” под редакцией академика О.Е. Кутафина. Этот учебник лучше вышеназванного в том, что он написан более доступным языком и является более структурированным. Дан неплохой анализ кодексов, в частности уголовного. Основные положения в тексте выделены, но в недостаточном количестве, достаточно много понятий в учебнике приводится без какого-либо выделения, что само по себе является очень и очень важным. К недостаткам также можно отнести некоторую неравномерность материала. Так теме “Система права” уделено незаслуженно мало внимания, а вопрос является очень и очень важным. В целом можно заключить, что авторам удалась та часть книги, которая посвящена отраслям права.

Самым лучшим, на взгляд автора, на сегодняшний день является учебник С.В. Клименко, А.Л. Чичерина “Основы государства и права” М., 2000. В нём наиболее удачно рассматриваются такие темы, как “Теория происхождения государства и права”, “Право” и ряд других. Учебник очень хорошо структурирован, основные понятия выделены, он содержит много схем и таблиц, которые облегчают понимание и усвоение материала.

3. В качестве дополнительной литературы необходимо использовать книгу В.К. Бабаева, В. М Баранова, В.А. Толстик Теория прав и государства в схемах и определениях. Схемы очень помогают при объяснениии материала, а также приносят большую пользу абитуриенту как для первичного изучения материала, так и для его повторения непосредственно перед экзаменом.

Эта книга позволит ликвидировать все недостатки вышеназванных учебников, в которых в большинстве случаев хорошо характеризуются отрасли права, но недостаточно непосредственно теория государства и права.

Кроме этой книги, также можно использовать ряд книг по теории государства и права: Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М., 1996. Общая теория государства и права // Под ред. В.В. Лазарева. - М., - 1999. Основы государства и права // Под ред. П.Ф. Лангу и др. - М., - 1997. Теория государства и права // Под ред. В.К. Бабаева. - М., - 1999. Теория государства и права // Под ред. М.Н. Марченко. - М., - 1998. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. -М., - 1997.

При изучении тем различных отраслей права можно рекомендовать в качестве дополнительной литературы вузовские учебники по отраслям права.

Каждая из этих книг обладая достоинствами и недостатками представляет ценность при подготовке к экзамену для поступления в вузы.

4. Для успешного овладения курсами “основы государства и права” или “Обществознание” абитуриенту необходимо хорошо изучить ряд законов, которые являются своего рода “обязательными” при постплении на юридический факультет.

Абитуриент должен очень хорошо знать Коституцию РФ, давать характеристику таким кодексам, как УК, ГК, СК, КзоТ, КоАП. В число “обязательных” также входят следующие Федеральные законы: “О гражданстве РФ”, “Об общественных объединениях”, “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ”, “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, “О судебной системе РФ”, “О милиции”, “О референдуме РФ”, Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Абитуриент должен ознакомиться и с такими законами как: “О правительстве”, “О прокуратуре”, “О Федеральной службе безопасности” и рядом других законов. Весьма полезно изучить и Устав Калужской области.

Международное законодательство не должно быть обойдено вниманием. К числу важных документов относятся такие как: “Декларация прав человека”, “Декларация прав ребёнка” и др.

Хорошее знание законов даёт дополнительные возможности абитуриенту выдержать конкурс в тот или иной вуз.

5. Особое внимание нужно уделить методике преподавания (изучения) ряда тем. Первой наиболее сложной темой является тема “Теории происхождения государства и права”. Она требует своеобразного подхода к изучению. Необходимо знать содержание не менее восьми теорий, помнить родоначальников и главных представителей этих теорий. Абитуриенту полезно представлять аргументы “за” и “против” этой теории. Наиболее хорошо этот материал изложен в уже упоминавшемся учебнике С.В. Клименко, А. Л. Чичерина, а также в монографии Т.В. Кашаниной “Происхождение государства и права”.

Выпускнику школы, который собирается продолжить своё обучение на юридическом факультете необходимо хорошо знать то, что право является одним из видов социальных норм. Нужно знать в хронологическом порядке все социальные нормы, уметь отличать одну от другой, а также находить их общие аспекты.

Весьма сложным является материал, посвященный устройству государства. Поступающему необходимо очень четко отличать форму правления от формы государственного устройства. Нужно представлять себе признаки той или иной формы правления или формы государственного устройства, давать ясные и четкие определения различным формам правления и государственного устройства.

Традиционно сложными для понимания и усвоения являются темы “Источники права”, “Реализация права”, “Правоотношения”. Для более детального усвоения необходимо разбирать всё на примерах из юридической практики доступным языком. Очень полезным для изучения этих тем являются схемы. Эти схемы в качестве самостоятельной работы может составить и сам абитуриент.

К сожалению объем статьи не даёт возможности дать подробные методические рекомендации по каждой теме, и поэтому автор подчёркивает, что необходима структурность, прозрачность изучаемого материала, всё должно быть проиллюстрировано примерами из жизни, таблицами, схемами, графиками и т.д.