Константин Дрязгунов

О МЕНЕДЖЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
 Образование и общество. 2004. № 4.
 
Существенные изменения во всех сферах социальной и духовной жизнедеятельности общества своеобразно отражаются на состоянии современного образования, содержании, организации и результатах образовательного процесса в учебных заведениях, облике и характере выполняемых ими социальных функций. Создание новой системы образования привело к реализации личностно-ориентированной модели образования, которая принципиально изменяет ситуацию подготовки учителя. Возникновение новых, непривычных для нашего общества экономических процессов, связанных с переходом на конкурентную основу производства и современными методами управления им, необходимость быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности учителя обуславливают потребность поиска новых путей и средств психологической и практической подготовки учителя.

В настоящее время российская школа медленно но верно движется от традиционной, знаниевой школы к школе развивающей. Если в традиционной школе учитель проводит обучение школьников в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, поддерживает учебную дисциплину, организует и контролирует их самостоятельную работу, то в развивающей школе его функции несколько иные. Главная функция учителя в новой школе - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Учитель призван не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Педагог в учебно-воспитательном процессе должен оставаться за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора.

Сегодня в педагогическом лексиконе прочно закрепилось понятие «менеджмент» (от англ, management — руководство, управление), обозначающее общее искусство управления процессами, протекающими в различных системах. То, что делает учитель, все чаще за рубежом и у нас начинают называть «педагогическим менеджментом», а самого педагога — «менеджером» (воспитания, обучения, развития роста потенциала и т. п.).

И действительно, уроком, классным часом, изучением темы или раздела, организацией олимпиады, школьного праздника педагог обязан управлять, и чем больше грамотного управления, тем меньше ошибок, тем выше эффективность. Таким образом, педагогический менеджмент, как определяет его профессор В.П. Симонов, это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности. Любой учитель – менеджер учебно-познавательного процесса, руководитель же среднего учебного заведения – менеджер учебно-воспитательного процесса в целом. То есть менеджер в образовании, с одной стороны это учитель, с другой – руководитель образовательной структуры.

Учителю, чтобы быть хорошим менеджером, нужно в первую очередь быть хорошим психологом: проявлять психологическую зоркость и наблюдательность, способность к идентификации себя с другими, а также прекрасным коммуникативщиком, так как именно в общении и осуществляется управление. Он должен быть инициативным, изобретательным, заключать в себе выдержку, педагогический такт, самообладание. Педагог для эффективного управления должен владеть различными техниками и тренингами по работе с коллективом и передачи образования через коллектив. Эти техники призваны сформировать такие человеческие качества на основе современных знаний и умений, которые бы позволили личности решать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы и права других людей. Кроме того, что учитель обладает всеми вышеперечисленными умениями, он еще и профессионал, отлично знающий свой предмет. Можно перефразировать лозунги схоластов: «Знай предмет и делай что хочешь». Если знаешь о чем говорить, а также как говорить на уроке, то действительно можно не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания.

Менеджером, как уже было сказано выше, является и руководитель учебного заведения. За многие годы в нашем обществе сложилось представление об управлении как непрофессиональной деятельности, управленцах как людях, которых не нужно специально готовить. Руководителями школ, как правило, становились лучшие учителя или чьи-то выдвиженцы, поэтому о грамотном менеджменте говорить не приходилось. Но управление образовательным учреждением - это наука и искусство, которые необходимо постичь; в управлении не обойтись без особого таланта, лидерских качеств.

Функционирование школы в настоящее время требует от государства для большей эффективности изменения системы подготовки специалистов управления образованием.

Еще недавно руководители школ получали управленческое образование лишь в системе повышения квалификации. Проблема получения базового управленческого образования неоднократно поднималась в научных исследованиях и психолого-педагогических публикациях. Но было совершенно непонятно какой должна быть система базовой подготовки руководителей. Также оставался нерешенным вопрос о том, кто есть кто сегодня: кто директор и кто менеджер, одинаковы ли их цели, задачи, функции, характер деятельности? При более детальном выяснении становится понятно, что менеджер - это не только специалист, профессионально выполняющий функции управления, но и профессионал, учитывающий специфику школы как системы, где каждый управляет на своем уровне и является субъектом управления, имеет определенную ориентацию - профессионально работает с людьми. Область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение рационального управления системой образования, организация систем управления в режиме развития, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Объектами профессиональной деятельности являются система образования региона в соответствии с законодательством Российской Федерации. Видами профессиональной деятельности менеджера в зависимости от назначения и места в системе управления являются: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая.

В настоящее время в России существуют следующие формы получения диплома менеджера в образовании:

1. Получение диплома менеджера по специальности 06.12.00. «Менеджмент в социальной сфере» с квалификацией «менеджер образования» в высшем учебном заведении (такой диплом можно получить в Омском государственном педагогическом университете, Магнитогорском государственном университете и др.);

2. Переподготовка и получение второго профессионального образования на базе имеющегося высшего (Калужский областной институт повышения квалификации работников образования, Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования и др.).

3. Повышение квалификации на базе имеющегося высшего образования в системе институтов повышения квалификации учителей;

4. Подготовка на курсах управления и менеджмента в школах менеджмента лиц, имеющих общее среднее, среднее специальное, высшее образование.

Получение диплома менеджера в вузе возможно после успешного пятилетнего обучения на базе среднего образования и сокращенного обучения на базе средне-специального и высшего образований.

В системе переподготовки подготовка менеджера в образовании длится два года. В основном обучение проходят руководители образовательных учреждений и их заместители, руководители и работники отделов образований. Переподготовка должна стимулировать рост квалификации, профессионализма, результативности управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение правовой и социальной защищенности работников отрасли. В процессе переподготовки происходит существенное обновление содержания, методов, средств и организационных форм управленческой деятельности, усложнение функций эффективности выполнения управленцев в образовании.

За два года совершенствуется профессиональная компетентность, готовность к тем видам деятельности, которые выдвигаются на современном этапе в соответствии с назначением и ролью менеджера образования в системе управления и выполнением им управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической деятельности.

В процессе обучения изучаются возможности управленческих команд как новой управленческой технологии, процессы самоуправления с опорой на юридическую и финансовую самостоятельность коллективов, характеризуется демократизация и гуманизация управления, раскрывается механизм становления лидерских качеств у руководителей.

Фактически переподготовка управленцев позволит осуществить переход к антропосоциальному управлению как новой парадигме управления, учету целостности образовательной сферы, принципу интегративности в анализе всех проблем управления системой образования, который позволит руководителю лучше учитывать внутреннюю и внешнюю среду организации, увязать их для выбора оптимальных условий функционирования и развития образовательных учреждений, демократизации в управлении, комплексности в анализе управленческих проблем образования.

Очень важно, что, получив новый диплом, специалист может рассчитывать на то, что его уровень профессиональной компетентности учтут при назначении, должностном продвижении и аттестации руководящих работников системы образования предполагает следующую схему организации и реализации образовательной программы обучения и подготовки кадров.

На первом году обучения важно освоить основы теории управления образовательным учреждением. Если нет желания продолжать обучение, можно получить сертификат, удостоверяющий освоение образовательной программы I уровня.

На втором году обучения идет освоение прикладных аспектов теории управления образовательным учреждением, дисциплин общей и специальной профессиональной подготовки. По окончанию обучения специалист получает диплом о профессиональной подготовке управленческого работника системы образования.

Таким образом, за 2 года (как правило, 4 семестра по 400 часов в каждом) по предметным модулям (курсам), включающим инвариантную и вариативную части, а также спецкурсы по выбору можно подготовить управленцев в сфере образования.

Наиболее практикуемая форма обучения - очно-заочная, с широким внедрением дистанционного обучения менеджменту в системе образования образовательного процесса с применением консультирования, активных форм образовательного процесса.

Зачастую подготовка менеджера длится 1600 часов. Продолжительность реализации учебного плана - 4 сессии по 18 дней. Форма контроля и подведения итогов: входная и рубежная диагностика, зачеты, экзамены, защита дипломных работ, тесты.

В процессе переподготовки изучаются следующие предметы: экономика, маркетинг в социальной сфере, финансы, денежное обращение, кредит, бухгалтерский учет, организация финансово-хозяйственной деятельности, статистика в образовании, теоретические основы управления образовательными системами, анализ и моделирование систем управления, методы управления образовательными системами, менеджмент (в образовании), инновационный менеджмент, социальная психология, психология управления, управление развитием персонала, основы административного права, основы гражданского права, трудовое право, правовые основы управления образованием, воспитательные системы, организация делопроизводства в образовательном учреждении информационные технологии управления в образовании, экспертиза в управлении, обновление содержания образования, основы антикризисного управления, социология, философия образования, система образования в России и перспективы ее развития, методология и методика исследования, концептуальные и технологические основы управления качеством образования.

В конце обучения пишется дипломная работа, происходит ее защита. Как правило, дипломная работа пишется по важной для специалиста теме.

На базе Калужского областного института повышения квалификации работников образования действует факультет переподготовки кадров, осуществляющий переподготовку работников образования Калужской области по различным дополнительным квалификациям. Первая дополнительная образовательная программа «Менеджмент в образовании» осуществляется для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей и педагогов образовательных учреждений.
Цель обучения: подготовить специалистов в области педагогического менеджмента с присвоением квалификации «Менеджер образования».
Программа «Менеджмент в образовании» предусматривает получение знаний, умений и навыков в области менеджмента в сфере образования и образовательного маркетинга, в области социологии и психологии управления, управления образовательными учреждениями, изучение основ административного, гражданского и трудового права, бухгалтерского учета, организации финансово-хозяйственной деятельности и делопроизводства, а также общефилософских, психолого-педагогических и управленческих проблем.
Общий объем программы – 1200 часов. Занятия проводятся с частичным отрывом от работы.
По окончании обучения выдается диплом государственного образца с присвоением квалификации "Менеджер образования".

Менеджер должен отвечать следующим требованиям: знать и уметь научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать методы изучаемых наук в различных видах профессиональной деятельности; знать правовые основы и нормы образовательного законодательства; иметь научное представление о социальной психологии, психологии управления, владеть навыками и умениями физического самосовершенствования; владеть культурой мышления, уметь на научной основе организовать свой труд, применяя современные информационные технологии управления; развивать способность к проектной и прогнозной деятельности, знать принципы системного анализа, уметь поставить цель и определить задачи по реализации профессиональных функций, использовать для их решения методы изучаемых наук, основ педагогической деятельности в работе над междисциплинарными (интегральными) проектами; по специальности: уметь использовать информацию для ориентирования в основных текущих проблемах управления, экономики, права; уметь организовать и провести практические исследования в сфере образования, конкретных форм управления; владеть методами составления программ нововведений, развития и разработки плана мероприятий по реализации этих программ; владеть культурой и техникой ведения дискуссий, приемами воздействия на аудиторию; владеть методиками маркетинга в бизнес-образовании.