Константин Дрязгунов

КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР «ВОСТОК – ЗАПАД»

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и администрации Калужской области (проект № 99-06-00306 а/Ц)
Чижевский и образование. Калуга, 2000.

 
Интерес к космическому воспитанию связан с тем, что в региональную программу развития образования Калужской области включена подпрограмма «Аэрокосмическое образование школьников», как составная часть реализации широко пропагандируемой сегодня концепции опережающего образования.

Как показал анализ литературы, термин «космическое» воспитание" имеет много значений и, по нашему мнению, требует методологической проработки этого понятия в каждом отдельном случае его употребления. Рассмотрим несколько вариантов смыслового многообразия гуманистической трактовки космического воспитания.

Термин «космическое воспитание» впервые ввел в педагогику К.Н. Вентцель (1857 - 1947) - оригинальный мыслитель и педагог, лидер отечественного течения «свободное воспитание» конца ХIХ - начала ХХ вв.

Обоснование концепции космического воспитания относится к последним годам жизни К.Н.Вентцеля и вызвано стремлением «преодоления дисгармонии, которые царят среди Человечества между различными его классами, партиями и социальным группировками вообще, и той борьбой, которая происходит внутри самого человека (1).

Основными концептуальными положениями космической педагогики К.Н. Вентцеля являются следующие: новую культуру человечества необходимо строить на космическом базисе, позволяющем объединить людей в одно солидарное целое и дать возможность человеку превзойти самого себя; человек представляет часть космоса, есть микрокосм, высшая царственная ступень природы как живого организма, он ответственен за весь строй природы» и то, что в ней совершается, отпечатлевается на всей природе».

Космос, по-Вентцелю, - это целостное единство вселенской жизни, предполагающее определенный порядок в мировой жизни, т.е. Цельность, Единство и Гармонию внутри себя. В своей собственной душевной жизни и вне себя в Творческом Космосе и Творческом Человечестве. При этом вся жизнь человека приобретает космический и Всечеловеческий характер.

Высшей задачей космического воспитания, в этом случае, является развитие в воспитуемом космического самосознания, т.е. «сознания самого себя как нераздельной части космоса».

Цель воспитателя состоит в том, чтобы «довести воспитанника до осознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем космосом составляет одно нераздельное целое».

Представление о человеке как микрокосме можно найти в трудах русских космистов, в частности В.И.Вернадского, Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского и др.

В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения-В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова. Н.А.Бердяева-также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. «В человеке есть все от камня до Божества. Лишь микрокосм в состоянии постичь макрокосм. Человек ответственен за весь строй природы и то, что в нем совершается…» (2).

Оригинальную интерпретацию в понимании микро- и макрокосма, в том числе и космического воспитания, можно найти в статье Е. Литвяк и Е. Хилтунен "Космическое воспитание" ( "Учительская газета", 4 мая 1995 г.): "Микрокосм- это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосм- тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как я". Идеи представителей русского космизма Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, К.Э.Циолковского и др., по мнению авторов, являются идентичными мировоззренческой установке педагогики М. Монтессори. В Московском Доме Марии Монтессори ведутся уроки по космическому воспитанию, на которых дети 5-8 лет изучают свойства вещества, работают с карточками. Самым "космическим" упражнением является выкладывание на ковре пронумерованных шаров - моделей планет Солнечной системы. Свои результаты дети заносят в тетрадь, которая так и называется "Тетрадь по космическому воспитанию". Авторы статьи, они же и педагоги этой школы, утверждают, что центральной идеей космического воспитания является "познание человека во всем многообразии и сложности".

Существует и другое понимание сущности космического воспитания, методологической основой которого являются идеи отечественных философов-космистов. Так, например, разработкой педагогики русского космизма уже много лет занимается наш земляк- калужанин, выпускник КГПИ им. К.Э.Циолковского А.В.Хуторской ( 8).В начале 90-х гг. он учредил негосударственную школу в пос. Черноголовка Московской области, которая стала одним из первых образовательных учреждений инновационного типа. В этой школе изданы брошюры "Метапредмет "Мироведение", "Метапредмет "Числа", разработаны учебные программы, в которых отражены идеи русских космистов, к числу которых, кроме вышеупомянутых, относятся Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.(9). Автор этой концепции космического воспитания конкретизирует идеи русского космизма следующим образом:

- Вселенскость мира и человека, их равновеликость в бесконечном проявлении. Предназначение человека- вселение в свой дом, во Вселенную (таков смысл русского термина "Вселенная").

- Ширь русской земли, русской души. "Наш простор служит переходом к простору небесного пространства" (Н.Ф.Федоров).

-Активная творческая эволюция человека и мира. Самопревосходящее движение человека от низшей свободы к высшей, к богочеловеку.

- Синтез наук на нравственной основе, их объединение во всеобщую космическую науку о жизни. Вершина научной мысли- персонализм, жизнь личностная, духовная, бесконечная.

- Образование человека- это личное самосозидание, расширение микрокосма до подобного ему макрокосма. Взаимопроникновение внутренних (микро) и внешних (макро) сфер посредством таких каналов, как органы чувств, языки, молитвы.

Таким образом, синонимом духовно-нравственного воспитания может быть космическое воспитание. При этом в педагогической литературе встречаются различные интерпретации самого термина "духовное воспитание". Приведем некоторые из них.

Одни авторы связывают духовно-нравственное воспитание с подготовкой к служению некой высшей силе и необходимостью воспитывать в неофите (ученике) такие качества, как отзывчивость, сострадание, любовь, самопожертвование, уважительное отношение к человеку. Другие, под духовно-нравственным воспитанием понимают путь самосовершенствования, путь работы над сознанием, познанием ценностного значения и смысла явлений. В этих и других представлениях о духовно-нравственном развитии личности явно прослеживается диалог культур «Восток-Запад». Ощущение глубинной причастности сознательного существа к космическому бытию проходит через всю мировую культуру, как восточную, так и западную.

Основными ценностями Запада, по-М.Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну: 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; индивидуализм, установка на автономию личности: 4) рациональность; 5) идеалы свободы, равенства. терпимости; 6) уважение к частной собственности.

Основы западной цивилизации закладываются в средиземноморской цивилизации Древней Греции и Рима. Античное мировоззрение космологично. Космос, по- гречески, - это не только мир, Вселенная. но и порядок, мировое целое, противостоящее хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежит мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важнейших элементов цивилизации - рациональность. Развитие различных философских систем и первых образцов теоретической науки существенно развили этот элемент. Опыт демократии античного полиса заложил основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан - личность и ее права признавались первичными, а коллектив, общество, государство - вторичными.

Восточная цивилизация - исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке. Для духовной жизни характерно господство религиозно-мифологических представлений. Отсутствует разделение мира на мир природы и мир общественный, естественный и сверхъестественный. В восточных мировоззренческих системах человек несвободен. он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространительный символ восточной цивилизации "человек в лодке без весел".

Данной цивилизации присуща нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. Она ориентирована на воспроизводство сложившихся социальных структур, сохранение сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматриваются как важная ценность и воспроизводятся в качестве устойчивых стереотипов. Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков.

Общественная жизнь рассматриваемой цивилизации построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Коллектив общины определяет и контролирует все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы. духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму и характер труда. Государство регулирует все многообразие человеческих отношений, формирует общественные идеалы и вкусы.

К западной культуре можно отнести христианскую антропологию, к восточной-религиозные доктрины Востока, в том числе нео-буддистскую теософию Е.П.Блаватской, «живую этику» Н.К. и Е.И.Рерихов, антропософию Р.Штайнера и другие популярные теперь варианты стилизованных восточных культов, которые пропагандируют западную идею творческой активности человека, обосновывают его установку на овладение миром (3).

В основе духовно-нравственного воспитания в христианской антропологии идея обожения: возведение тварного к Богу и преображение мира. В этом состоит смысл и цель бытия. Человек здесь должен являться носителем образа Бога и, уподобляясь Первообразу, т.е. Богу, должен привести себя и весь мир к полноте Божественной жизни, той жизни, которая существовала до грехопадения Адама, наделенного качествами «помощника Бога». Образ Бога есть совокупность первозданных качеств человеческой личности. Сохраняя этот образ в себе, человек может достичь совершенства личности, которая, как уже указывалось, была у Адама. Поэтому каждая личность есть абсолютная ценность и скрывает в себе большую силу к творчеству.

Таким образом, если выше указывалось, что космос - это некое единство, гармоничное целое, обладающее силой самостоятельного эволюционирования и сопричастное человеку, то христианский космос конкретизирует эти характеристики в свете фундаментальных идей христианства, таких, как сотворение мира, грехопадение. Космос является здесь подчиненным моментом и выступает как принцип. Это выражается в признании относительной самостоятельности тварного бытия и его способности к внутренней эволюции. «Жизнь мира есть сочетание творческих усилий «снизу» (человека) с тем, что руководит этой жизнью «свыше» (4).

Духовно-нравственное воспитание в своей основе опирается на главные добродетели христианства: веру, надежду, любовь. «Добродетелью считается только та вера в высшее существо, которая относится к нему с сыновним благочестием. За добродетель считается та надежда, которая относится к Богу как источнику истинного грядущего Блага» (5).

В Библии любовь выражена несколькими фразами: «Люби Бога всем сердцем своим и люби ближнего как самого себя». Любовь к ближним определяется жалостью, любовь к Богу благоговением. Любовь к Богу означает всецелую преданность Ему, полное соединение своей воли с его волей.

Наряду с этими добродетелями следует назвать смирение. «Человек рожден смирить свою волю перед волей Божьей». В христианской антропологии утверждается также, что человек свободен. Его творческая свобода выражается в том, что он может выбрать, по какому пути пойти: по пути зла или по пути добра. И Бог не властен над его выбором. Эти мировоззренческие ориентации стали основой целеполагания в духовно-нравственном воспитании и христианском образовании: строгое следование евангельским заповедям, приобщение к основам правильной молитвы, способам борьбы со страстями, деятельному и живому изучению творения святых отцов.

Преставление о космическом воспитании как самосовершенствовании характерно для восточной культурной традиции. Остановимся на доктрине Дзен-буддизма, как одном из примеров восточной мировоззренческой ориентации.

Сущность Дзен - буддизма состоит в том, чтобы развить в себе способность по-новому смотреть на жизнь. Такой взгляд в данной системе обозначается как «сатори» или просветление. Сатори можно определить как интуитивное проникновение в природу вещей. Достижение сатори - это перестройка всей жизни. На языке религии сатори-это новое рождение, в аспекте морали- переоценка своего отношения к миру. Сатори имеет и такую характеристику, как «постижение сущности человеческой природы». В сатори имеется «видение», в котором нет места знанию. Состояние сатори можно охарактеризовать как процесс внутреннего слияния человека с миром, вплоть до отказа от человеческого Я. Достичь сатори можно только в медитации. Она осмысливается как внутреннее самососредоточение, погружение в мир собственного Я, чем отличается от молитвы как обращения к Богу. Человек в медитации не стремится навязать своей психике какую-либо направляющую, а наоборот, предоставляет психике возможность самой управлять своей деятельностью в соответствии с ее собственными законами. Медитация, или дзадзен, - это «концентрация сознания» с целью полного освобождения от каких-либо мыслей или образов, ибо все это «суета сует» и не должно занимать адепта Дзена.

В системе Дзен как такового Бога нет. Человек через Дзен достигает смысла жизни. Здесь нет того идеала, о котором говорилось в западной культурной традиции. Здесь вообще нет никакого идеала. Будда говорил: «Не имейте пристанища ни в ком, кроме самих себя». В Дзене присутствует Учитель, а лучше сказать наставник, который не имеет ничего общего с учителем в христианстве. «Когда цыпленок готов вылупиться из скорлупы, мать чувствует это и проделывает клювом отверстие» (6). Аналогично действует и наставник: он лишь помогает, способствует, направляет неопытного ученика. В гуманистической педагогике этот метод получил название сопровождающее воспитание.

Выше названные идеи в различных сочетаниях можно найти в современных концепциях личностно ориентированного образования, развивающего обучения и гуманистического воспитания (7). Система вариативного образования, позволяя реализовывать авторские модели школ, ориентирует на необходимость мировоззренческого самоопределения в религиозных, философских и этико-психологических системах.

Примечания

1. Вентцель К.Н. Свободное воспитание / Сб. избран. трудов. М., 1993. С. 153 - 157.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 127.

3. Фесенкова Л.В. Русский космизм сегодня. // Философия русского космизма. М., 1996. С. 360-373.

4. Зеньковский В.В. Основы христианской антропологии. М., 1994. С. 42.

5. Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 1996. С. 130 - 131.

6. Судзуки Д.Т. Наука Дзен. Ум Дзен. М., 1993. С. 38.

7. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. №2 /Под ред. Н.Б.Крыловой. М., 1995.

8. Хуторской А.В. Педагогика русского космизма //Частная школа. 1993. № 2.

9. Русский космизм: Антология философской мысли /Сост. С.Г.Семенова, А.Г.Гачева. М., 1993.