Константин Дрязгунов

Дрязгунов К.В. Обществознание в 11 классе.   Тематическое планирование. - Калуга. 2001 г.
 
 
РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

 

Урок 1. ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. МАКРОЭКОНОМИКА И МИКРОЭКОНОМИКА

Экономика. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Структура экономики.  Экономическая теория. Основные вопросы экономики. Уровни в экономике. Макроэкономика. Макроэкономика.

Основные понятия

Экономика. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Структура экономики.  Экономическая теория. Макроэкономика. Микроэкономика. Потребность. Ресурсы. Потребитель. Инфраструктура. Предметы труда. Средства труда. Средства производства. Продукция. Товар. Услуги.

 

 

Урок 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ        

Экономическая система. Традиционная экономика. Плановая экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Экономика переходного периода.

Основные понятия

Экономическая система. Традиционная экономика. Плановая экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Экономика переходного периода. Экономическая реформа.

 

Урок 3. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА     

Рынок. Виды рынка. Принципы рынка. Функции рынка. Недостатки рынка. Рынок и государство. Особенности становления рыночной системы в России в 90-х гг. Экономика России на современном этапе.

Основные понятия

Рынок. Рынок товаров и услуг. Рынок капиталов. Кредитный рынок. Ценные бумаги. Рынок информации. Рынок труда. Конъюнктура. Конкуренция. Либерализация. Дефицит.

 

Урок 4-5. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И «РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА»

Рыночная экономика. Спрос. Эффекты спроса. Закон спроса. Инфляция. Предложение. Закон предложения. Цена равновесия.

Основные понятия

Рыночная экономика. Спрос. Инфляция. Предложение. Доход. Конъюнктура. Цена равновесия.

 

Урок 6. ЦЕНЫ И ДЕНЬГИ           

Цена. Подходы к определению цены. Стоимость. Виды цен. Номинальные и реальные цены. Деньги. Виды денег. Ликвидность. Функции денег. Инфляция и деньги. Виды инфляции и ее последствия. Борьба с инфляцией.

Основные понятия

Цена. Номинальные цены. Реальные цены. Деньги. Ликвидность. Инфляция. Индексация. Денежная реформа. Дефляция. Деноминация. Девальвация. Ревальвация. Нуллификация.

 

Урок 7. НАЛОГИ   

Налоги. Виды налогов. Функции налогов. Способы взимания налогов.

Основные понятия

Прямые налоги. Косвенные налоги. Акцизы. Фискальные налоги. Таможенные пошлины. Преференциальные пошлины. Прогрессивный налог. Регрессивный налог. Пропорциональный налог. Протекционизм. Демпинг. Кадастр.

 

Урок 8. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ     

Конкуренция. Совершенная конкуренция. Монополия. Виды монополий. Монополистическая конкуренция. Антимонопольное регулирование. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

Основные понятия

Конкуренция. Совершенная конкуренция. Чистая монополия. Абсолютная монополия. Монопсония. Естественные монополии. Искусственные монополии. Картель. Синдикат. Трест. Концерн. Лицензия. Авторское право. Товарные знаки. Патент. Олигополия. Административный контроль. Организационный механизм. Антимонопольное законодательство.

 

Урок 9-10. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Рабочая сила. Трудовые ресурсы. Трудовой потенциал. Система оплаты труда. Производительность труда. Трудовые отношения. Безработица. Виды безработицы. Домашнее хозяйство. Номинальный и реальный доход. Семейный бюджет. Прожиточный минимум.

Основные понятия

Рабочая сила. Трудовые ресурсы. Трудовой потенциал. Квалификация. Повременная оплата труда. Сдельная оплата труда. Смешанная оплата труда. Тарифная ставка. Зарплата. Производительность труда. Контракт. Трудовое законодательство. Трудовые отношения. Профсоюзы. Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Сезонная безработица. Циклическая безработица. Скрытая безработица. Потребитель. Домашнее хозяйстов. Номинальный доход. Реальный доход. Процент. Рента. Прибыль. Бюджет. Дефицит. Профицит. Прожиточный минимум.

 

Урок 11. ПРОИЗВОДСТВО         

Производство. Натуральное производство. Товарное производство. Ресурсы  производства. Факторы производства. Характер производства. Концентрация производства. Кризис производства.

Основные понятия

Производство. Натуральное производство. Товарное производство. Ресурсы производства. Факторы производства. Экстенсивное производство. Интенсивное производство. Концентрация производства. Кризис производства.

 

Урок 12. СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ           

Собственность. Право собственности. Виды собственности. Способ приобретения в собственность. Владение. Пользование. Распоряжение. Отчуждение собственности. Приватизация. Национализация.

Основные понятия

Собственность. Право собственности. Владение. Пользование. Распоряжение. Отчуждение собственности. Приватизация. Национализация.

Субъект собственности. Объект собственности. Частная и коллективная виды собственности. Региональная, муниципальная и государственная формы собственности. Владение. Распоряжение. Пользование. Долевая собственность. Смешанная собственность.

 

Урок 13. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  

Понятие предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство. Предпринимательская деятельность юридических лиц. Отдельные виды предпринимательских организаций. Некоммерческие организации. Классификация предприятий по размерам.

Основные понятия

 

Предпринимательство. Предприниматель. Юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель. Организация. Товарищества. Акционерные общества. Общества с ограниченной ответственностью. Кооператив. Унитарное предприятие. Некоммерческие организации.

 

Урок 14-15. Кредитно-денежная система

Кредитно-денежная система. Банки. Центральный банк. Функции Центрального банка. Операции ЦБ. Коммерческие банки. Функции коммерческих банков. Управление коммерческим банком.  Специализированные кредитно-финансовые организации.

Основные понятия

Кредитно-денежная система. Банки. Центральный банк. Коммерческий банк. Кредит. Деньги. Дисконт. Резерв. Ценные бумаги. Инвестиционные банки. Сберегательные банки. Ипотечные банки. Банки потребительского кредита. Инновационные банки. Страховые компании. Пенсионные фонды. Инвестиционные компании.

 
Урок 16. Финансовая система государства

Государственные финансы. Государственный бюджет. Источники бюджета. Бюджетный дефицит. Внешний государственный долг. Внутренний государственный долг. Местные финансы. Финансы государственных предприятий. Финансы специальных фондов.

Основные понятия

Государственные финансы. Государственный бюджет. Налоги. Займы. Эмиссия. Баланс дохода. Трансфертные платежи. Бюджетный дефицит. Внешний государственный долг. Внутренний государственный долг. Местные финансы. Финансы государственных предприятий. Финансы специальных фондов. Субсидия. Субвенция.

 

Урок 17. Биржи

Товарные биржи. Фондовые биржи. Валютные биржи. Биржи труда.

Основные понятия

Товарные биржи. Фондовые биржи. Валютные биржи. Биржи труда. Брокер. Маклер. Дилер. Фьючерс. Ценные бумаги. Валюта.

 

Урок 18. Ценные бумаги

Ценные бумаги. Функции ценных бумаг. Акции. Виды акций. Облигации. Виды облигаций. Вексель. Виды векселей. Депозитный сертификат. Сберегательный сертификат. Чек. Коносамент. Государственные ценные бумаги.

Основные понятия

Ценные бумаги. Акции. Простая акция. Привилегированная акция. Облигации. Вексель. Простой вексель. Переводной вексель. Депозитный сертификат. Сберегательный сертификат. Чек. Коносамент. Казначейский вексель. Казначейский обязательства.

 

Урок 19 – 20. Экономика РФ сегодня

Объем промышленного производства. ВНП. ВВП. Развитие отраслей народного хозяйства. Инфляционные процессы. Доходы населения. Объем экспорта/импорта.

Основные понятия

ВНП. ВВП. Инфляция. Доход. Импорт. Экспорт.

 

Урок 21. Мировое хозяйство

Индустриально развитые страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Группа G7. Наименее развитые страны.

Основные понятия

Экономика. Производство. Торговля.

 
Урок 22. Зачет

1. В результате экономической реформы в России изменился удельный вес различных форм собственности. На 1 июля 1996 г. государственная собственность составляла 10,4%, муниципальная - 7,4%, частная собственность - 66,7%, собственность общественных объединений и организаций - 4,8%, прочие формы собственности - 10,7%.

Как можно на основании этих данных охарактеризовать экономику России второй половины 90-х гг.? Как вы думаете, что может стоять за формулировкой «прочие формы собственности»?

2. Сырьевые компоненты в структуре российской экономики за прошедшие годы существенно возросли. Структура экспорта уже почти на 100% «сырьевая» делает заключение директор Института проблем рынка РАН академик Н.Я.Петраков.

Какие следствия порождает эта экономическая ситуация? Насколько актуальны в этой связи слова великого патриота России Д.И.Менделеева: «Откуда происходит наша бедность? Это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами».

3. Какое из предложенных утверждений верно:

а) рост производства должен привести к увеличению производительности труда;

б) увеличение производительности приводит к увеличению производства при тех же ресурсах;

в) производительность увеличивается, когда все ресурсы страны полностью задействованы? Правильный ответ: б).

4. Почасовая оплата рабочих в промышленности США в 15 раз выше, чем в России. В США и других промышленно развитых странах на протяжении XX в. рост заработной платы опережал производительность труда.

Каковы социально-экономические последствия такой экономической политики? Почему мы не взяли это на вооружение?

5. Выберите показатель, который бы наиболее полно отражал уровень жизни:

а) денежный доход населения;

б) реальный доход на душу населения;

в) уровень безработицы;

г) темпы инфляции.

6. Критики командной экономической системы уверены в ее меньшей эффективности по сравнению с рыночной. Представьте себя в их рядах, предложите аргументы, подтверждающие вашу позицию.

7. Выберите верный ответ.

Основные признаки командной экономики - это:

а) свободное ценообразование;

б) централизованное экономическое планирование;

в) частная собственность на средства производства;

г) высокий уровень безработицы.

8. Сопоставьте эффективность решения экономических и социальных проблем в условиях рыночной и командной экономических систем. Существуют ли проблемы, которые решаются наилучшим способом в одной из экономических систем, а в другой решаются неудачно?

9. Работники многих предприятий России, как правило, стали после приватизации акционерами, но существенного воздействия на рост производительности труда этот факт пока не оказал.

Почему? Какие факторы влияют на производительность труда?

10. Американскому бизнесмену Д.Сарноффу принадлежит такое изречение: «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей».

Разъясните каждое из двух названных следствий конкуренции. Согласны ли вы с автором? Если у вас иная оценка конкуренции, аргументируйте ее.

 

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

 

Урок 23 - 24. Социальная сфера жизни общества

Социальные общности. Социальная структура. Социальная стратификация.  Социальная мобильность. Виды социальной мобильности. Социальная политика государства. Социальная защита населения.

 

Основные понятия

Социальные общности. Социальная структура. Социальная стратификация.  Социальная мобильность. Вертикальная социальная мобильность. Горизонтальная социальная мобильность. Социальная политика государства. Социальная защита населения. Род. Племя. Народность. Нация. Рабство. Касты. Сословия. Классы.

 

Урок 25 - 26 Социальные группы

Социальная группа. Первичные и вторичные группы. Размер группы. Первобытное человеческое общество. Род. Племя. Народ. Нация. Семья. Виды семьи. Функции семьи. Классы

Основные понятия

 

Социальная группа. Взаимодействие. Членство. Групповая идентичность. Первичная группа. Вторичная группа. Первобытное человеческое общество. Род. Племя. Народ. Нация. Семья. Функции семьи. Классы. Социальные категории. Диада. Триада. Патриархат. Матриархат.  Промискуитет. Кровнородственная семья. Пуналуальная семья. Моногамная семья. Тотемический клан. Домовая и отцовская домовые общины. Современная семья.

 

Урок 27. Социальные институты

Социальный институт. Процесс институционализации. Виды институтов. Условия эффективного функционирования институтов. Функции социальных институтов.

Основные понятия

Социальный институт. Интитуционализация. Регуляция. Интеграция. Коммуникация.

 

Урок 28. Социальный статус личности

Социальный статус. Виды статусов. Иерархия статусов. Социальная роль. Социальная роль и социальный статус. Социальные взаимодействия. Ролевой набор.

Основные понятия

 

Социальный статус. Иерархия. Социальная роль. Ролевой набор. Приписываемый статус. Достигаемый статус. Главный статус. Рассогласование статусов. Несовпадение статусов. Социальное взаимодействие. Социальные нормы. Идентификация. Дистанцирование.

 

Урок 29. Социальные отношения

Контакт. Виды контактов. Социальные действия. Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий. Социальные отношения.

Основные понятия

Контакт. Пространственный контакт. Контакт заинтересованности. Контакт обмена. Социальное действие. Социальное взаимодействие. Сотрудничество. Соперничество. Ценности.

 
Урок 30 – 32. Социальные нормы            

Социальные нормы. Признаки социальных норм. Виды социальных норм. Структура социальных норм. Функции социальных норм. Отклоняющееся поведение. Делинквентное и девиантное поведение.

Основные понятия

 

Социальные нормы. Социальные предписания. Технические правила. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Обычай. Традиции. Миф. Обряд. Мораль. Религиозные нормы. Эстетические нормы. Право. Девиантное и делинквентное поведение.

 

Урок 33 - 34. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ     

Социальный конфликт. Структура социального конфликта. Причины социальных конфликтов.  Виды социальных конфликтов. Социальные конфликты в России.

Основные понятия

 

Социальный конфликт. Агрессия. Фрустрация. Блокада. Рациональные конфликты. Эмоциональные конфликты. Социально-экономический конфликт. Политический конфликт. Национально-этнический конфликт.

 

Урок 35. Нация       

Нация. Этнос. Возникновение нации. Национальное самосознание. Национализм. Межнациональные  конфликты и пути их преодоления.

Основные понятия

 

Нация. Этнос. Национальное самосознание. Национализм. Межнациональный конфликт. Расизм. Шовинизм. Антисемитизм. Геноцид. Апартеид. Дискриминация.

 

Урок 36. Демография

Демография. Демографические процессы. Демографическая ситуация в России.

Основные понятия

Демография. Рождаемость. Смертность. Прирост населения. Убыль населения.

 
Урок 37. Зачет

1. В 1982 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Испания вместе с некоторыми европейскими и американскими государствами предложила провозгласить 1992 год годом официального празднования 500-летия Христофора Колумба. Ряд государств поддержали эту идею. Но другие - особенно африканские - выступили категорически против. Разгорелась довольно бурная дискуссия, в которую включились и представители коренного населения Американского континента, занявшие сторону африканцев. В конечном итоге ООН не приняла предложения Испании.

Опираясь на понятие геноцида как крайней формы национализма, объясните, почему не все государства поддержали предложение Испании. Что, по вашему мнению, послужило главной причиной отклонения предложения Испании в ООН? Свой ответ обоснуйте, привлекая знания о целях и сущности деятельности ООН.

2. Русский философ В.Соловьев в заметке «О национализме» писал о том, что национальная идея, как и всякая другая, может пониматься весьма различно, У нас, писал философ, распространено такое ее понимание, которое напоминает известный ответ готтентота (из германских варварских племен) миссионеру, спросившего его, знает ли он различия между добром и злом. «Конечно знаю,- ответил готтентот, - добро - это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло - когда у меня украдут». Подобным образом, отметил далее В.Соловьев, многие наши националисты восхваляют любовь к своему народу как высшую добродетель, а чужой патриотизм признают за измену.

Почему некоторых российских патриотов В.Соловьев называл «националистами»? В чем отличие истинного патриотизма от национализма? Свой ответ поясните на конкретных примерах. Покажите, что мысли выдающегося русского философа о патриотизме и национализме не потеряли своей актуальности и сегодня.

3. В последнее время нередко можно услышать высказывания о том, что причина всех бед и неустройств в нашей стране кроется в наличии внутреннего «врага»- людей нерусской национальности, которые «мешают» «не дают», «препятствуют» успешному развитию страны по пути к демократии.

Проявляется ли в этих рассуждениях национализм? Аргументируйте свой ответ. Оцените эти взгляды с позиции гуманизма. Какие аргументы вы привели бы против подобных взглядов?

4. Известный современный ученый делится интересными наблюдениями. Он пишет, что всегда и везде имеется немало людей, кровно заинтересованных в разжигании межнациональной розни. Это нечистоплотные и некомпетентные руководители, которые громко демонстрируют свою «непримиримость» к «национальному» врагу в расчете на то, что сограждане спишут им их личные грехи и ошибки, а если кто-либо попытается их разоблачить, это можно будет отвергнуть как «происки врагов». Это бездарные авторы убогих произведений, которые в поисках дешевой популярности искусственно нагнетают национальную тему. Это политиканы - карьеристы, которые на волне национализма надеются забраться на высокие должности. Не в последнюю очередь это мафиозные, криминальные элементы, для которых общественная нестабильность и скованность правоохранительных органов, вызванные межнациональными конфликтами, создают идеальные условия для полной безнаказанности и легкой наживы.

Какова основная идея этой статьи? На каких позициях стоит сам автор? Какова причина появления этой статьи? Какие ассоциации она у вас вызывает, соответствует л и вашим собственным наблюдениям? Свой ответ аргументируйте.
5. Укажите неверный признак. Свой ответ поясните. Сплочению нации, национальной общности людей способствуют:
1) национальный язык;

2) общность исторического пути;

3) историческая память;

4) особенности физического строения тела;

5) национальная культура;

6) национальное самосознание.

6. Во второй половине 70-х гг. для урегулирования арабо-израильского конфликта были предприняты следующие действия: третья сторона в лице президента США тех лет Д. Картера разработала вариант договора между арабами и израильтянами. Вначале с ним дали ознакомиться президенту Египта А.Садату, предупредив, что это не окончательный текст, а лишь набросок, требующий значительной доработки, и что арабы могут вносить в него любые исправления, замечания и дополнения. Египетская сторона согласилась. Она раскритиковали предложенный вариант договора и передала свои пометки американцам. То же самое проделали израильтяне. Эта процедура повторялась 36 раз. В конце концов получился вариант, который стал приемлемым для всех.

О каком методе разрешения политических конфликтов идет речь? Аргументируйте свой ответ. Оцените этот метод с позиций демократии и гуманизма.

 

РАЗДЕЛ III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Урок 38. Власть       

Власть. Подходы к определению власти. Теории власти. Структура власти.  Принципы суверенитета и легитимности. Виды власти. Функции власти.

Основные понятия

 

Власть. Авторитет. Интерес. Субъект власти. Объект власти. Ресурсы власти. Функции власти. Идентификация. Господство. Руководство. Управление. Суверенитет. Легитимность.

 

Урок 39. Политическая система общества          

Политическая система. Структура политической системы. Подсистемы политической системы. Виды политических систем. Функции политической системы. Роль государства в политической системе общества.

Основные понятия

Политика. Политическая система. Политические отношения. Политические институты. Политические нормы. Политическая культура. Субъект политической системы. Объект политической системы. Государство.  Закрытые политические системы. Открытые политические системы.

 

Урок 40 - 41. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ устройство ГОСУДАРСТВА       

Государство. Восточный путь возникновения государства. Западный тип возникновения государства. Признаки государства. Функции государства: внешние и внутренние. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, психологическая, расовая, органическая, классовая). Правовое государство. Признаки правового государства. Основы правового государства. Форма правления: монархия и ее виды. Республика, признаки и виды республики. Форма государственного устройства. Унитарное, федеративное и конфедеративное государства. Политический режим: тоталитаризм, авторитаризм, демократия и ее виды.

Основные понятия

Государство. Форма правления. Монархия. Абсолютная монархия. Сосоловно-представительная монархия. Конституционная монархия. Республика. Президентская республика. Парламентская республика. Смешанная республика. Форма государственного устройства. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. Тоталитаризм. Авторитаризм. Демократия. Разделение властей. Прямая демократия. Представительная демократия. Либеральная демократия. Социальная демократия. Элитарная демократия. Диктаторский режим. Военный режим. Теократический режим. Деспотический режим. Тиранический режим. Фашистский режим.

 

Урок 42. Гражданское общество  

Гражданское общество. Теории гражданского общества. Предпосылки возникновения гражданского общества. Основные принципы функционирования гражданского общества. Структура гражданского общества. Гражданское общество в России.

Основные понятия

Гражданское общество. Государство. Политические партии. Частная собственность. Суверенитет. Свобода и справедливость. Конституционализм. Экономика. Потребности.

 

Урок 43 - 44. Политические партии        

Политическая партия. Признаки политических партий. Возникновение партий. Типология партий. Оппозиция и ее роль. Партийные системы. Функции политических партий. Политические партии в России.

Основные понятия

Политическая партия. Кадровая партия. Массовая партия. Партия избирателей. Оппозиция. Рекрутирование. Монопартийная система. Двупартийная система. Многопартийная система. Общественные движения.

 

Урок 45. Политическое лидерство           

Политическое лидерство. Политический лидер. Типы лидеров. Теории лидерства. Функции лидера.           

Основные понятия

Политическое лидерство. Политический лидер. Государственный деятель. Нотабль. Политический лидер. Знаменосец. Служитель. Торговец. Пожарник. Традиционное лидество. Харизматическое лидерство. Рационально-легальное лидерство.

 

Урок 46. Политические элиты

Политические элиты. Теория В. Парето. Системы отбора в элиту. Номенклатура.

Основные понятия

Политические элиты. Антепренеркая система отбора в элиту. Система гильдии. Номенклатура.

 

Урок 47. ИДЕОЛОГИЯ     

Идеология. Функции идеологии. Виды идеологий.

Основные понятия

Идеология. Либерализм. Неолиберализм. Консерватизм. Неоконсерватизм. Коммунизм. Фашизм. Социал-демократия.

 

Урок 48. Политический процесс

Политический процесс. Виды политических процессов. Политический процесс в России.

Основные понятия

Политический процесс. Горизонтально организованный политический процесс. Вертикально организованный политический процесс. Этатисткая политическая культура. Неэтатистская политическая культура. Технократический политический процесс. Идеократический политический процесс. Харизматический политический процесс.

 

Урок 49. Зачет

1. Какие из нижеперечисленных признаков характеризуют тоталитарный режим, а какие - режим демократический?

1) Всесторонний контроль за жизнью общества;

2) запрещение конституционных прав и свобод;

3) милитаризация общественной жизни;

4) разделение трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной;

5) деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства;

6) господство единой общеобязательной идеологии;

7) подчинение личности властвующей группировке. Правильные ответы: тоталитарный режим: 1, 2, 3, 6, 7;

демократический 4, 5.

3. В каких из приведенных ниже случаев реализуются личные (общегражданские) права человека, а в каких - другие группы

прав? Свой ответ поясните.

1. Светлана посетила музей изобразительного искусства.

2. Галина Петровна получила пенсию по старости.

3. Федор Михайлович подал в суд на оскорбившего его гражданина К.

4. Вадим получил студенческую стипендию.

3. Какое из нижеприведенных личных прав является основой развития гражданского общества? Свой ответ поясните на конкретном примере.

1. Право на частную собственность.

2. Право на свободу мысли, слова, совести.

3. Право на невмешательство в частную жизнь.

4. Право на тайну корреспонденции. Правильный ответ: 1.

4. Укажите действие, не относящееся к жизни гражданского общества:

1) организация собственной (частной) мастерской; •

2) устройство на работу в коммерческую организацию"

3) организация частного издательства;

4) организация работы Федерального собрания. Свой ответ поясните. Правильный ответ: 4.

5. Какое утверждение верно?

I. Гражданское общество отделено от правового государства.

II. Гражданское общество и правовое государство взаимосвязаны друг с другом

Аргументируйте свой ответ.

6. Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей.

Один считает, что демократия - это ничем не ограниченный принцип свободы личности, возможность делать все, что пожелаешь.

Другой утверждает, что свобода хотя и является одним из ведущих демократических принципов наряду, скажем, с народовластием, тем не менее не означает вседозволенности, а предполагает ограничения (меру). Он полагает, что демократия - это не только формальное закрепление в Основном Законе демократических принципов, но и создание условий для их успешной реализации.

Вам предоставляется слово.

7. Укажите, какие из нижеприведенных положений относятся к формам представительной демократии, а какие - к демократии непосредственной:

1) участие в выборах президента;

2) участие в референдумах;

3) участие в митингах, демонстрациях и пикетированиях;

4) деятельность депутатов в парламенте;

5) участие в выборах в законодательные органы государственной власти;

6) деятельность в качестве члена правительства.

Обоснуйте свой выбор.

8. Подберите из средств массовой информации факты, иллюстрирующие проявление представительной и непосредственной демократии в РФ.

9. Опираясь на понятие «парламентаризм», определите круг вопросов, необходимых для рассмотрения процесса формирования и организации деятельности Государственной Думы РФ.

10. На основе анализа статей 94-97 Конституции Российской Федерации определите сходные черты Федерального Собрания России и парламентов других демократических стран мира, а также укажите различия.

 

РАЗДЕЛ IV. ПРАВОВАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Урок 50. Правоотношения

Правоотношения. Структура провотношений.

Основные понятия

Физические лица. Юридические лица. Правоспособность. Дееспособность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Объект правоотношения.

 

Урок 51 - 52. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 

Конституционное право. Предмет конституционного права. Конституционно-правовые отношения. Конституция. Свойства конституции. Характеристика и структура конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина.

 

Основные понятия

Конституционное право. Конституция. Конституционный строй. Права. Свободы. Ответственность. Демократия. Федерализм. Государственная власть. Социальное государство.

  

Урок 53. Административное право

Административное право. Предмет административного права. Источники административного права. Субъекты административного права. Принципы административного управления. Особенности административно-правовых отношений. Виды административных отношений. Особенности норм административного права. Реализация норм административного права.

Основные понятия

Административное право. Конституция. Несоподчиненный вид административных связей. Соподчиненный вид административных связей.

 

Урок 54 - 55. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 

 

Гражданское право. Предмет гражданско-правового регулирования. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Дееспособность в полном объеме. Эмансипация. Опека. Попечительство.

 

Основные понятия

Имущественные отношения. Вещные отношения. Обязательственные отношения. Личные неимущественные отношения. Гражданская дееспособность. Эмансипация. Опека. Попечительство. Гражданская правоспособность. Сделки..

 

Урок 56. Трудовое право   

 

Трудовое права. Предмет трудового права. Принципы трудового права. Функции трудового права. Участники трудовых отношений. Виды трудовых отношений. Трудовой договор. Основные нормативные правовые акты о труде в РФ. КЗОТ. Особенности труда молодежи и несовершеннолетних.

 

Основные понятия

 

Трудовые отношения. Трудовое право. Трудовые права. КЗОТ. Коллективный договор. Контракт. Трудовой договор.

 

Урок 57. Семейное право  

Семейное право. Предмет семейного права. Брак, порядок регистрации и условия вступления в брак. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Опека и попечительство.

 

Основные понятия

 

Семейное право. Брак. Опека. Попечительство. Семья.

 

Урок 58. Уголовное право

Уголовное право. Уголовно-правовые отношения. Задачи уголовного права. Функции уголовного права. Принципы уголовного права.

 

Основные понятия

 

Уголовное право. Государство. Право. Закон. Уголовно-правовые отношения.

 

Урок 59. Международное право

Международное право. Отличие международно-правовых норм от норм внутригосударственного права. Источники международного права. Принципы международного права.

Основные понятия

Международное право. Источники международного права. Аутентификация. Ратификация. Парафирование. Депозитарий. Закон. Обычай. Суверенитет.

 

Урок 60. Экологическое право

Экологическое право. Предмет экологического права. Источники экологического права. Природопользование. Природоохранная деятельность. Способы охраны окружающей среды. Правонарушения в сфере экологии. Ответственность за правонарушения в сфере экологии

Основные понятия

Природоресурсные отношения. Природоохранительные отношения. Животный мир. Природопользование. Природоохранная деятельность. Естественнонаучный способ охраны окружающей среды. Экономический способ охраны окружающей среды. Правонарушение. Административный проступок.

 

Урок 61 - 62. Правомерное поведение и юридическая ответственность

Правомерное поведение. Правонарушение. Признаки правонарушения. Виды правонарушения. Состав правонарушения. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Условия наступления юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

Основные понятия

Правомерное поведение. Правонарушение. Вина. Преступления. Проступки. Административные проступки. Гражданско-правовые деликты. Дисциплинарные проступки. Конституционные правонарушения. Объект правонарушения. Объективная сторона правонарушения. Субъект правонарушения. Субъективная сторона правонарушения. Юридическая ответственность. Штрафная ответственность. Правовосстановительная ответственность.  Деликтоспобность. Легкомыслие. Небрежность. Уголовная ответственность. Административная ответственность. Гражданская ответственность. Дисциплинарная ответственность. Конституционная ответственность. Материальная ответственность. Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Невменяемость.

 

Урок 63. Зачет

 

Урок 64 – 65. Итоговое занятие.

 

Резерв 3 часа.