Константин Дрязгунов

Дрязгунов К.В. Обществознание в 10 классе.   Тематическое планирование. - Калуга. 2001 г. - 16 с.
 
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК

 

Урок 1. Человек, индивид, личность

Человек как биопсихосоциальное существо. Биологический, наследственный и социальный урони в человеке. Индивид. Структура индивида. Многообразие определений личности. Социализация, этапы социализации. Структура личности. Типология личностей. Социальная роль и социальный статус личности.

Основные понятия

Человек. Индивид. Личность. Социализация. Индивидуальность. Социальная роль. Социальный статус. Диморфизм. Конституционные и нейродинамические свойства индивида. Социальная структура личности. Типология личностей. Адаптация, социализация, интеграция.

Урок 2. Деятельность

Многообразий определений деятельности. Признаки деятельности. Деятельность и поведение. Структура деятельности. Потребность. Классификации потребностей. Мотивы деятельности. Субъект и объект деятельности.

Основные понятия

Деятельность. Потребность. Мотив. Цель. Субъект. Объект. Действие. Операция. Условия. Задачи. Нужда. Установка. Влечение. Желание. Интерес. Мечта. Идеалы. Убеждения.

Урок 3. Виды деятельности

Творческая деятельность. Природа творческого. Механизмы творческой деятельности. Трудовая деятельность. Отличительные особенности трудовой деятельности от других видов. Игровая деятельность. Отличительные особенности трудовой деятельности от других видов.

Основные понятия

Творчество. Воображение. Фантазия. Интуиция. Труд. Игра и ее двупланововсть. Структура творческого процесса. Брейнсторминг и условия его существования. Стимуляция творческой деятельности. Социализация и игра. Природа труда. Противоестественный труд. Предназначение труда.

 

Урок 4. Деятельность и общение

Соотношения деятельности и общения. Общение и коммуникация. Структура общения. Вербальная и невербальная речь. Диалог и его виды. Виды общения. Функции общения. Стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная.

 

Основные понятия

Деятельность. Общение. Коммуникация. Диалог. Вербальное и невербальное общение. Функции общения. Коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения. Фатический, информационный, дискуссионный, исповедальный типы диалогов. Кинесика. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы. Проксемика. Визуальное общение.

Урок 5. Сознание

Определения сознания. Марксистская трактовка сознания. Структура сознания: телесно-перцептивная, логико-понятийная, эмоциональная, ценностно-мотивационная, волевая, мнемоническая сферы, свойства и проявления сознания: рефлексия, представление и воображение, речь, коммуникация, интеллектуальные схемы, главные признаки. Мышление. Бессознательное, его состав. Функции бессознательного.

Основные понятия

Сознание. Инстинктивно-аффективные состояния. Эмоции. Чувства. Речь. Коммуникация. Мышление. Представление и воображение. Бессознательное. Рефлексия. Интеллектуальные схемы. Смысл и значение слова. Образ. Планирование, понимание, прогнозирование. Символизация информации. Бессознательная память. Бессознательная мотивация. Душа. Психоанализ.

 

Урок 6. Темперамент и характер. Эмоциональный мир человека и его способности

Определение темперамента. Зависимости между типом нервной системы и темпераментом. Виды и характеристики темперамента. Характер. Связь темперамента и характера. Виды характера. Эмоции и их виды. Функции эмоций. Способности человека и их развитие.

Основные понятия

Темперамент. Холерический, сангвинистический, флегматический и меланхолические типы темперамента. Характер. Эмоции. Способности. Типы нервной системы. Воля. Типы характера по А.Е. Личко. Функции эмоций. Формы и виды чувств: аффект, эмоции, настроение, страсть, стресс, чувство. Классификации эмоций. Общие и специальные способности. Задатки и индивидуальные различия людей. Природа способностей.

 

Урок 7-8. Познание. Социальное познание

Познание. Чувственное познание. Экстерорецептивная, проприоцептивная и интерорецептивная системы. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Недостатки чувственного познания и их преодоление. Рациональное познание. Мышление как основа рационального познания. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Связь рационального и чувственного познаний. Самопознание. Знание как результат познания. Интуиция и ее основные черты. Агностицизм, релятивизм, скептицизм. Социальное познание. Исторические факты, их интерпретация и оценка.

Основные понятия

Познание. Чувственное познание. Ощущения, восприятия, представления. Рациональное познание. Понятия, суждения, умозаключения. Социальное познание. Знание. Виды познания. Экстерорецептивная, проприоцептивная и интерорецептивные системы. Свойства восприятия. Интуиция. Гносеология. Агностицизм. Релятивизм. Скептицизм. Интерпретация и оценка исторических фактов.

Урок 9. Истина

Теории истины: прагматическая, когерентная, корреспондентская (классическая). Объективность, конкретность истины. Истина как процесс. Виды истины. Абсолютная и относительная истины. Критерии истины: практический, логический, ценностный.

 

Основные понятия

Истина. Объективность и конкретность. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины. Прагматическая, когерентная, корреспондентская (классическая) теории истины. Виды истины. Парадоксы.

Урок 10. Мировоззрение. Виды мировоззрений

Мировоззрение, миросозерцание, миропонимание. Виды мировоззрения: обыденное, мифологическое, религиозное, научное. Мировоззрение и деятельность. Философия как мировоззрение.

Основные понятия

Мировоззрение, миросозерцание, миропонимание. Виды мировоззрения. Мифологическое мировоззрение. Философия как мировоззрение. Специфика философского знания. Определения философии. Структура философии. Функции философии.

 

Урок 11. Менталитет и вера

Определения менталитета. Отличие менталитета от сознания, чувств, религиозного переживания. Структура менталитета. Ментальность. Предпосылки российского менталитета. Главная особенность российского менталитета. Вера и ее определения. Виды веры. Свойства и функции веры.

Основные понятия

Менталитет. Структура менталитета. Особенность русского менталитета. Вера. Ментальность. Предпосылки российского менталитета. Религиозность, соборность, патриотизм как главные особенности русского менталитета. Прагматическая, доктринальная и религиозная вера. Целостность, устойчивость веры. Компенсаторная, санкционирующая, активизирующая функции веры.

 

Урок 12. Экзистенциальный мир человека

Совесть. Свобода и ответственность. Виды свободы. Смысл жизни. Три подхода к определению смысла жизни. Различные взгляды на смысл жизни в истории общественной мысли. Межличностные отношения.

Основные понятия

Совесть. Свобода и ответственность. Смысл жизни. Негативная и позитивная свободы. Имманентный, трансцендентный подходы к смыслу жизни. Гедонический, аскетический, смиренно-стоический, категорически-императивный, религиозный, действенно-гуманистический смыслы жизни. Любовь. Дружба. Вражда. Одиночество.

 

Урок 13. Зачет

1. Как вы понимаете высказывание Маркса: "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду"?

2. Как вы относитесь к утверждению, что различия между человеком и животным носят не качественный, а всего лишь количественный характер?

3. Справедлива ли альтернатива, согласно которой человек есть животное, поскольку является продуктом биологической эволюции, либо он с самого начала отличался от животного?

4. Человек имеет собственную историю, либо история человека - есть часть истории природы?

5. Говорят, что человек - самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Считаете ли вы, что животные более счастливы в этом плане?

6. Объясните следующее суждение: "Биологические особенности могут сказываться на поведении (в том числе и преступника) в качестве условия, но не причины действия" (криминология).

7. Если человек есть продукт общественных отношений, а его сознание - отражение бытия, то как объяснить творчество, создание нового?

8. Верно ли утверждение, что душа и сознание это одно и то же?

9. Прав ли был Гексли, который утверждал, что не верит в существование души уже потому, что не может обнаружить ее в пробирке?

10. В чем отличие сознания от мышления?

Раздел II. Общество

 

Урок 14 - 15. Общество

Различные определения общества. Взаимосвязь природы и общество. Природа и человек. Теории возникновения общества. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимодействие. Виды и формы общественных отношений. Социальные науки.

Основные понятия

Общество. Природа и общество. Природа и человек. Система. Сфера жизни. Политическая, социальная, духовная, экономическая сферы жизни. Естественная, божественная, космическая теории происхождения общества. Материальное производство, духовная деятельность, организационная деятельность, социальная деятельность как типы совместной деятельности. Структура общества: субъекты, предметы, связи и отношения. Общественные науки.

Урок 16 - 17. Мыслители прошлого и современности об обществе и его развитии

Мифологическое представление об обществе. Античное обществознание. Обществознание в Средние века. Обществознание Нового времени. Обществознание XIX века. Современное обществознание: основные подходы. Русская общественная мысль.

Основные понятия

Мифология. Миф. Государство. Монархия. Аристократия. Демократия. Форма правления. Общественный договор. Тотемизм. Золотой век. Классы. Идеальное государство. Разум и вера. Тирания. Олигархия. Полития. Церковь. Суверен. Пролетариат и буржуазия. Социализм. Конфликты. Право.

Урок 18. Формационный подход к анализу общества

Понятие "формация". Типы формаций. Способы производства. Производительные силы общества. Производственные отношения и их сущность на различных этапах развития общества. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества.

Основные понятия

Формация. Базис. Надстройка. Способ производства. Производственные отношения. Классификация формаций. Точки зрения на "пятичленку". Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества.

Урок 19. Цивилизационный подход к анализу общества

Понятие "цивилизация". Общество и цивилизация. Типы цивилизаций. Признаки цивилизаций. Восточная и западная цивилизации.

Основные понятия

Цивилизация. Существенные черты цивилизации. Восточная и западная цивилизации. Унитарный, линейно-стадиальный, локальный подходы к цивилизации. Концепции О. Шпенглера и Н. Данилевского. Классификация К. Ясперса.

Урок 20. Цивилизационное многообразие истории

Античная цивилизация. Средневековая цивилизация. Индустриальная цивилизация. Постиндустриальная цивилизация. Цивилизация России.

Основные понятия

Полис. Демократия. Рабы. Искусство. Риторика. Религия. Вассалитет. Сеньор. Духовенство. Ренессанс. Экономика. Индивидуальность. Славянофилы и западники. Алхимия. Стратег. Реформация. Концентрация. Централизация. Синхронизация. Стандартизация. Максимизация. Специализация. Экология. Информация. Соборность.

Урок 21. История

Определения истории. Специфика истории. История как наука. Исторический процесс и его участники. Личность и история. Народ в истории. Прогресс и регресс в истории. Общественный прогресс.

Основные понятия

История. Исторический процесс. Личность в истории. Народ. Прогресс. Регресс. Общественный прогресс. Концепция презентизма. Критика прогресса. Конфликт между прогрессом и личностью. Критерии прогресса.

 

Урок 22. Зачет

1. Согласились бы вы жить в обществе, в котором нет больше производства (металлургического, химического, автомобильного и т.д.), уничтожающего природу, единственным видом транспорта являются велосипед и лошадь, зато есть чистый воздух и чистая вода?

2. Согласны ли вы с тем, что разные исторические этапы развития различаются лишь переменами в религии?

3. Верно ли, что в природе действуют слепые, неосознанные силы, а в обществе - сознательные?

4. Почему материальное производство является одним из решающих критериев общественного прогресса?

5. Как вы считаете, какое общество лучше - такое, где царят суровые, безжалостные к человеку законы, но зато есть порядок в обществе, гарантированность минимума благ; или общество с мягким, либеральным законодательством, но зато там есть постоянный риск: риск разориться, риск не найти работу, риск быть ограбленным, необходимость самому отвечать за себя и полагаться только на собственные силы?

6. В каком труде Аристотель развивал идеи государственно-политического устройства общества? (а) «О государстве», б) «Политика», в) «О граде Божьем»).

7. Как называется труд Т. Гоббса, в котором он изложил взгляды на общество и государство и развил идею «общественного договора»? ( а) «О государстве», «Левиафан», в) «О праве войны и мира»).

8. Какова взаимосвязь общества и природы? В чем выражается специфика общественных явлений?

9. Почему общество можно характеризовать как систему?

10. Какие науки изучают общество? В чем специфика познания социальных явлений?

 

Раздел III. Духовный мир общества

 

Урок 23. Культура

Многообразие определений культуры. Понятие культуры в различных теориях. Виды и формы культуры. Субкультура и контркультура. Духовная культура и ее элементы. Материальная культура и ее элементы. Функции культуры.

Основные понятия

Культура. Духовная и материальная культура. Традиции и новаторство. Массовая и элитарная культуры. Диалог культур. Эмпирический (описательный), оценочный (аксиологический), деятельностный подходы к культуре. Субкультура. Контркультура. Приспособительная, нормативная, информативная, познавательная, коммуникативная функции культуры.

Урок 24. Духовная культура

Определение духовной культуры. Структура духовной культуры. Обычаи. Нормы. Классификация норм. Ценности. Знания. Значения.

Основные понятия

Духовная культура. Подвиды духовной культуры. Социокультурная сфера жизни общества. СМИ. Обычаи. Нормы. Классификация норм. Ценности. Знания. Значения.

Урок 25. Наука и научное познание. Образование

Наука и ее определения. Критерии научности. Возникновение науки. Проблема, гипотеза, теория в структуре науки. Основные методы научных исследований. Моделирование. Наблюдение. Эксперимент. Функции науки. Ненаучное познание. Образование.

Основные понятия

Наука. Теория. Гипотеза. Модель и моделирование. Ненаучное познание: миф, здравый смысл, паранаука, искусство. Функции науки. Образование. Объективность, рациональность, системность, проверяемость (верификация) как критерии науки. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, индукция, дедукция. Проблемы. Структура науки. Наблюдение. Эксперимент.

Урок 26. Научно-технический прогресс. Глобальные проблемы современности

Революции в науке. Этапы научно-технического прогресса. Экономическое содержание этапов НТР. Социальные последствия НТР. Глобальные проблемы современности. Характеристики и виды глобальных проблем. Глобалистика и Римский клуб. Стратегии преодоления проблем. Угроза экологической катастрофы и пути ее преодоления.

Основные понятия

НТР. Отрасль производства. Наукоемкое производство. Безработица. НТП. Глобалистика. Римский клуб. Стратегии преодоления проблем: оптимизация, ограничительная, стратегия замкнутых циклов. Экология. Региональные и локальные проблемы. Глобальное моделирование.

Урок 27. Искусство

Определения искусства. Виды и жанры искусства. Эстетическое сознание человека. Искусство и идеология. Функции искусства.

Основные понятия

Искусство. Вид и жанр искусства. Эстетическое сознание. Архитектура. Живопись. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Литература. Музыка. Театр. Цирк. Балет. Кино. Фотоискусство. Эстрада. Идеология. Античный мифологический реализм. Искусство средневековья. Реализм эпохи возрождения. Барокко. Классицизм. Просветительский реализм. Сентиментализм. Романтизм. Критический реализм. Модернизм, неомодернизм и постмодернизм. Соцреализм. Реализм ХХ века.

 

Урок 28. Мораль

Многообразия определений морали. Мораль и нравственность. Этика как наука. Ее предмет. Возникновение морали. Основные характеристики морали. Теории возникновения морали. Структура морали. Функции морали.

Основные понятия

Мораль. Нравственность. Совесть. Честь. Достоинство. Мораль и право. Этика. Моральное сознание и нравственная практика. Моральный долг. Императив. Специфика моральной регуляции, Регулятивная, воспитательная, коммуникативная, познавательная функции морали.

 

Урок 29. Религия

Определения религии. Предпосылки религии. Теории возникновения религии. Структура религии. Функции религии. Мировые религии. Веротерпимость и свобода совести.

Основные понятия

Религия. Политеизм. Монотеизм. Мировые религии: буддизм, ислам, христианство. Веротерпимость и свобода совести. Тотемизм. Анимизм. Фетишизм. Предпосылки религии. Доктрина, ритуал, этические ценности. Религиозная вера.

Урок 30. Политика

Возникновение политики. Определения политики. Многообразия подходов к политике. Структура политики. Ее функции.

Основные понятия

Политика. Власть. Функции политики. Коммуникативный, директивный, функциональный подходы. Субъекты, объекты, политические отношения. Политические идеология, культура, организация, психология.

Урок 31 - 32. Право

Формулировки определений права. Признаки права. Основные принципы права. Право и мораль. Функции права. Нормы права. Источники права. Отрасли права. Государство и право. Публичное и частное право. Право и закон.

Основные понятия

Право. Справедливость. Право и мораль. Законы. Отрасли права. Нормы права. Конституционное, административное, семейное, гражданское, уголовное, трудовое отрасли права. Признаки права. Гипотеза. Диспозиция. Императивная и диспозиционная нормы. Источники права. Разрешающие, обязывающие и запрещающие нормы. Принципы права. Презумпция. Функции права.

Урок 33. Зачет

1. «Золотое правило» нравственности гласит: а) разумный эгоизм; б) живи сам и давай жить другим; в) думай глобально, действуй локально; г) любое мнение не хуже какого-либо другого – все относительно; д) поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой; е) наибольшее счастье для наибольшего числа людей.

2. Что из нижеследующего не является истинной характеристикой морали: а) моральные принципы представляют собой так называемые неписаные законы; б) главное в морали – мотив (ради человека и человечности или его-то еще, в)мораль – это оценка происходящего с точки зрения борьбы добра со злом, г) мораль «работает» лишь до тех пор, пока она не начинает противостоять повседневным делам и потребностям людей.

3. Объясните смысл высказывания: «Во многой мудрости – много печали; и кто умножает мудрость – умножает печали (Библия, Екклесиаст).

4. Что такое атеизм? Попробуйте дать определение и обоснование этому феномену.

5. Почему трудны определения Бога?

6. Прежде чем познать Бога – нужно познать себя? Справедливо ли это утверждение?

7. Кто является более нужным для культуры - известный физик, работающий над усовершенствованием атомной бомбы или никому не известная деревенская старуха, знающая все травы, все рецепты лекарств и снадобий, все народные приметы, все заговоры и все старинные песни и обучающая этому своих детей и внуков?

8. Прокомментируйте следующее высказывание: «Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше».

9. Каковы особенности научного познания?

10. Чем, на ваш взгляд, научный закон отличается от юридического?

Урок 34. Итоговое занятие